Проект по внедрению QlikView Business Discovery в ФК «Зенит»
Петербургский футбольный клуб «Зенит» с помощью BI Consult внедрил решение Business-BI на базе системы бизнес-анализа QlikView Business Discovery. Это позволило существенно сократить время принятия стратегически важных управленческих решений.
Компания: Футбольный клуб «Зенит»
Индустрия: Спорт и развлечения
Функции
• Финансы
• Операционная деятельность
• Управление персоналом
География Россия
Задачи
• Предоставление оперативной информации по исполнению бюджетов подразделениями
• Упрощение консолидации финансовых бюджетов
• Минимизация сроков разработки новых аналитических отчетов
• Повышение оперативности и наглядности аналитики для принятия управленческих решений
Решение
Петербургский футбольный клуб «Зенит» с помощью BI Consult внедрил решение Business-BI на базе системы бизнес-анализа QlikView Business Discovery. Это позволило существенно сократить время принятия стратегически важных управленческих решений.
ОБЗОР РЕШЕНИЯ
Преимущества
• Высокая скорость разработки приложений
• Широкие функциональные возможности
• Масштабируемость решения без потери скорости обработки
• Консолидация данных из различных источников
• Интеграция управленческих и финансовых данных
• Возможность создания новых бюджетов собственными силами
Источники данных
• Microsoft Dynamics NAV
• MS Excel
Объем обработанных данных
Плановые и транзакционные данные о деятельности компании за 3 года
Партнер BI Consult
Бизнес-результаты
• Сокращение сроков получения необходимой информации топ-менеджерами на 80-90%
• Сокращение сроков разработки консолидированного бюджета на 75-80%
Основная часть
Сине-бело-голубая аналитика. QlikView – новый игрок в команде «Зенит»
«Business-BI на базе платформы QlikView Business Discovery оказался именно тем инструментом, который позволил футбольному клубу «Зенит» решать нестандартные для традиционного бизнеса задачи», – Сергей Громов, генеральный директор BI Consult.
Футбольный клуб «Зенит» основан в мае 1925 года как команда при Ленинградском металлическом заводе имени Сталина. С 1936 года клуб носил имя «Сталинец», а четыре года спустя обрел свое нынешнее название. Это единственная команда в Премьер-лиге, представляющая Санкт-Петербург. Проведенное в конце 2008 года исследование показало, что «Зенит» входит в десятку самых популярных клубов Европы, являясь при этом самой популярной командой постсоветского пространства. У клуба есть сеть фирменных магазинов, интернет-магазин и одноименная Академия. Также клуб развивает проект «Зенит-ТВ».
ПРЕДПОСЫЛКИ ПРОЕКТА / Больше чем футбол
Футбольный клуб в современных условиях – это уже не только футболисты и тренерский штаб. Сейчас деятельность футбольного клуба разнообразна, и каждое из ее направлений необходимо контролировать. ФК «Зенит» не исключение: у клуба много дочерних компаний и подразделений, для управления которыми нужны оперативные аналитические данные. Именно поэтому руководством клуба и было принято решение о необходимости внедрения системы бизнес-анализа.
До этого в клубе в качестве аналитических инструментов применялись таблицы Excel и Microsoft Dynamics NAV, однако потребности клуба были значительно выше, чем возможности используемых решений (даже с учетом их возможной доработки).
Так, было необходимо упростить процесс консолидации финансовых бюджетов подразделений, что требовало вдобавок ко всему обеспечения версионности бюджетов, сокращения сроков разработки новых отчетов и минимизации их стоимости. Для более четкого и прозрачного управления бизнесом клуба топ-менеджерам требовалась оперативная и наглядная информация о деятельности и исполнении бюджетов, а кроме того, необходимо было предоставлять оперативные аналитические данные и подразделениям.
Для решения этих задач в результате анализа рынка было выбрано решение компании BI Consult – Business-BI на базе платформы QlikView Business Discovery.
Данный выбор был обусловлен сразу несколькими причинами. Прежде всего, решение отличается широким функционалом и высокой скоростью разработки. При этом с его помощью можно было не только консолидировать данные из разных источников, объединив управленческую и финансовую информацию, но и выявить причины того или иного тренда за счет детализации до нижнего уровня. К тому же использование QlikView Business Discovery позволяло в будущем существенно расширить применение системы благодаря возможностям масштабирования без потери скорости обработки.
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА / Бизнес-анализ в полевых условиях
Партнером по внедрению стала петербургская консалтинговая компания BI Consult. На выбор партнера повлияло сразу несколько факторов. Во-первых, это наличие отраслевого решения Business-BI for Finance, максимально отвечавшее нынешним потребностям ФК «Зенит». Во-вторых, ее консультанты обладают огромным опытом в постановке и организации бизнес-аналитики в крупных компаниях и глубоким знанием особенностей работы финансовой отрасли. К тому же компетенции BI Consult позволяют в будущем масштабировать систему и для решения других задач – маркетинговых, операционных или статистических.
Проект по внедрению QlikView Business Discovery в ФК «Зенит» стартовал в феврале 2013 года и длился чуть более трех месяцев. В систему были загружены плановые и транзакционные (фактические) данные о деятельности клуба за 3 года. В настоящее время решением пользуется 15 сотрудников в центральном офисе клуба.
QlikView охватывает такие сферы деятельности клуба, как бюджеты подразделений, консолидированная отчетность и операционная деятельность. В частности, созданные приложения позволяют проводить план-фактный анализ бюджетов в разрезах статей бюджетов, ЦФО и департаментов, LFL-анализ (анализ сопоставимых продаж) – причем с возможностью детализации фактических данных до отдельных транзакций.
Также среди возможностей системы – автоматическое формирование консолидированной отчетности на основе бюджетных данных подразделений, реализация версионности данных в QlikView и хранение исторических данных, сравнение нескольких версий одного или разных бюджетов с отображением комментариев к изменениям, выгрузка данных бюджета в утвержденный в компании формат отчета. К тому же руководство клуба получило возможность детализации от консолидированного бюджета до локальных бюджетов или даже до транзакционного уровня.
Одной из особенностей проекта стало создание гибкой системы KPI на платформе QlikView. С ее помощью каждый из сотрудников, работающих с системой бизнес-анализа, может настроить ключевые показатели эффективности, за выполнением которых необходимо следить именно ему. Это позволяет отсеять ненужную информацию, сфокусировавшись только на наиболее важных критериях.
РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА / Скорость за пределами футбольного поля
В результате проекта руководство футбольного клуба «Зенит» получило возможность оперативного контроля над затратами подразделений и проведения сравнительной по времени аналитики бюджета различных версий его формирования. Также к важным результатам относятся повышение степени детализации аналитической информации до нижнего уровня и отображение бюджетных данных дочерних компаний и головной организации ФК «Зенит», содержащихся в Microsoft Dynamics NAV, и их преобразование в единый консолидированный бюджет. Сроки разработки консолидированного бюджета сократились на 75-80%.
Кроме того, благодаря внедрению QlikView ФК «Зенит» удалось сократить срок получения топ-менеджерами необходимой информации на 80-90%, а следовательно и добиться серьезного увеличения скорости принятия управленческих решений, что и было одной из основных целей проекта.
«Внедрение системы бизнес-анализа в футбольном клубе, разумеется, отличается от проектов в компаниях, которые работают в более традиционных для использования BI-систем отраслях, – комментирует Сергей Громов. – Вряд ли найдется много компаний, где люди выступают в качестве основных средств, как происходит с футболистами в клубе. QlikView в этом проекте продемонстрировала свою гибкость, благодаря чему нам удалось справиться со всеми поставленными задачами».
ПЛАНЫ / Углубляясь в спорт
В дальнейшем ФК «Зенит» планирует расширять границы использования QlikView. Так, в планах реализация системы KPI по всей компании для всех департаментов, создание приложения для анализа маркетинговой деятельности компании в сегменте продаж, рекламы, проводимых акций. А также – освоить весьма нетрадиционное для бизнес-анализа направление – спортивную аналитику. Кроме того, ФК «Зенит» рассматривает и возможность разработки приложения для анализа статистики по игрокам клуба.